Если на свете есть марка, которую Илон Маск искренне ненавидит, то это, вероятнее всего, китайская BYD (Build Your Dreams, «Построй свои мечты»). Многие о ней не слышали, но это временное явление — три веселые буквы уже гремят на весь мир и, возможно, скоро о них узнают на Марсе и Луне. Путь BYD — это история о поистине восточном упорстве и целеустремленности одного человека, определенно построившего свою мечту. Приоткроем завесу тайны над основными ее вехами.

В нулевых основатель BYD Ван Чуаньфу поставил себе запредельно высокую и чрезвычайно благородную цель — к 2025 году сделать фирму, на минуточку, крупнейшим в мире автопроизводителем. «Мы типичная китайская компания. Мы умные и много работаем. Мы воспользовались ситуацией», — говорил он в беседе с изданием Financial Times. Пока что ему это не удалось, но есть нюанс. За 2023-й Build Your Dreams продала по всему миру 3 024 417 машин, обогнав Tesla и став одним из мировых лидеров электрификации. По-настоящему шокирует другое обстоятельство — прирост относительно предыдущего года составляет 61,9%! А вот другие факты, заставляющие западных производителей батарейной техники содрогнуться. В 2023 году присутствие BYD на международных рынках значительно выросло — экспорт увеличился на 334,2% — до 242 765 единиц. Охват — более 70 стран на шести континентах. Над маркой больше никто не смеется. «Рост BYD не похож ни на что в отрасли за многие десятилетия», — заявил в интервью The New York Times Мэтт Андерсон, сотрудник музея Генри Форда в Дирборне, штат Мичиган. Так что у многоуважаемого Ван Чуаньфу все впереди, надо лишь скорректировать сроки глобального господства и доминирования.
Как появляются бренды из Поднебесной? Львиная доля автомобилистов об этом понятия не имеют и вряд ли задумываются, однако наверняка предполагают самый незатейливый и скучный сценарий с бессовестным копированием чужих решений и постепенным дальнейшим прогрессом. В действительности дела могут обстоять совсем иначе. За каждым логотипом стоят люди, их усилия и стремления, неудачи и успехи. Иногда об автомобилях изначально речи и вовсе не шло, как в случае с BYD. Но давайте обо всем по порядку.
Господин Чуаньфу родился в 1966 году и, по данным сайта CarNewsChina, имеет высшее образование в сфере химии и материаловедения. Кроме того, в начале девяностых он работал в роли научного сотрудника и доцента в Пекинском технологическом университете. Казалось бы, каким боком здесь автоиндустрия? Не факт, что Чуаньфу помышлял о чем-то подобном, когда в 1995-м зарегистрировал компанию BYD по производству аккумуляторных батарей. Фундамент будущего триумфа заложили в городе Шэньчжэнь. Кстати, подходящее местечко!
В конце семидесятых годов прошлого века Шэньчжэнь представлял собой небольшой рыбацкий городок. Правда, небольшой он разве что по китайским меркам — на тот момент население достигало 30 тысяч человек. Большие перемены грянули, когда Дэн Сяопин — фактический лидер страны, никогда не занимавший соответствующий пост — выбрал его в качестве одной из особых экономических зон в рамках курса рыночных реформ и вообще «китайского ответа Гонконгу». В настоящее время Шэньчжэнь — один из промышленных, финансовых и транспортных центров Поднебесной с быстрорастущим населением. По состоянию на 2020 год количество жителей почти достигло отметки в 17,5 миллиона человек. А с учетом восьми соседних городов получается вторая в стране агломерация, где проживает порядка 100 миллионов человек.
Но вернемся к аккумуляторным батареям. Они появились в рамках копирования чужой продукции. Увы и ах! Ван Чуаньфу и его коллеги препарировали японские накопители Sony и Sanyo, чтобы понять их устройство. Правда, говорить о стопроцентной кальке с авторитетных брендов, наверное, было бы не совсем справедливо. Англоязычные источники утверждают, что основатель BYD с самого начала предпочел тратить средства и время на исследования и разработку собственных АКБ.
Происходящие далее события напоминают работу тысяч трудолюбивых муравьев по возведению своего земляного замка. Чуаньфу нанял огромное количество сотрудников, оптимизировал производственный процесс, и этот шаг принес свои плоды. В 2002 году BYD вышла на Гонконгскую биржу, будучи крупнейшим производителем аккумуляторных батарей в Китае, выпускающим никель-кадмиевые, никель-металлогидридные и литий-ионные АКБ.
Именно батарейный бизнес стал плацдармом для дальнейшей промышленной экспансии. В январе 2003 года «король аккумуляторов» приобрел Xi’an Qinchuan Automobile, подразделение оборонной госкомпании China North Industries Group Corporation Limited, более известной на международной арене как Norinco Group (North Industries Corporation). Здесь опять следует углубиться в неожиданное прошлое. Дело в том, что занимавшаяся выпуском компонентов для боеприпасов Qinchuan Machinery Works пробовала себя в автомобильной сфере. В 1989 году подписала соглашение с Suzuki и начала лицензионную сборку Alto второго поколения, который пользовался хорошим спросом среди китайских потребителей.
К концу девяностых истек срок действия договора с японцами, и тогда Qinchuan, не желавшая выходить из бизнеса, разработала собственную страшненькую машину по имени Flyer на базе Suzuki Alto. В 2001-м под нее запустили новый завод. Несмотря на неплохие продажи, компания почти не получала прибыль, поэтому от неэффективного актива решили избавиться буквально даром. В итоге все остались довольны: Norinco сбросила груз с плеч, а ее новый владелец разжился бизнесом под названием BYD Auto и потенциальным источником сбыта своих аккумуляторов.
Штамповка готового товара, впрочем, Ван Чуаньфу не устроила. Он также приобрел пекинский завод по производству пресс-форм и открыл отдел исследований и разработок в Шанхае. Поначалу BYD занималась, скажем так, «продвинутым копированием». Не в том смысле, что срисовывала все подчистую у лидеров индустрии. Конечно, не без этого — поначалу фирма разбирала и исследовала устройство сторонней техники. Речь тем не менее о другом. Новый бренд старался вносить свои изменения в конструкцию. Например, ранние модели оснащались двигателями Mitsubishi китайской сборки. Несколько лет спустя в строй ввели агрегаты BYD. Подозрительно похожие на японские, но не идентичные.
Поначалу BYD производила то, что досталось ей в наследство, но сложа руки не сидела и в 2005 году представила седан F3. Выглядел он как дешевый клон тогдашней Toyota Corolla и при этом стремился положить на обе лопатки своих земляков с точки зрения качества. Примерно в те времена Чуаньфу задался целью вывести компанию в мировые лидеры через пару десятилетий. Оптимизм и смелые прогнозы он подкреплял действиями: производство радикально выросло с 20 тысяч Флайеров в 2003 году до полумиллиона автомобилей в 2010-м.
В 2008 году BYD сотворила неслыханное: F3, который вызывал у пользователей за пределами Китая сдержанную усмешку, лег в основу F3DM, одного из первых массовых подзаряжаемых гибридов! За знакомыми обводами кузова скрывался литровый трехцилиндровый двигатель, два электромотора мощностью 68 л.с. и 34 л.с. и тяговая аккумуляторная батарея емкостью 16 кВт⋅ч. В определенных ездовых условиях ДВС и электромоторы работают совместно, совокупно развивая 168 л.с. Запас хода — 480 километров, на электротяге седан способен проехать 60 километров.
Экзотический F3DM уже на старте стоил не три копейки, а 149 800 юаней (около 22 тысяч долларов). За период производства с 2008 по 2013 год в Поднебесной продано 3284 штуки. Кто-то скажет — мало! Но заявочка оказалась серьезной.
Параллельно появился среднеразмерный седан F6. О каком-либо стилистическом своеобразии мы тактично умолчим. В облике можно найти черты Renault Latitude, Honda Accord для рынка США и даже Mercedes-Benz S-Class W221. Кроме «обычной» «четырехдверки» показали прототип plug-in гибрид F6DM с экологически чистым запасом хода до 100 километров. В 2009 году дебютировал небольшой вэн e6 длиной 4560 мм с полностью электрической силовой установкой. Емкость тяговой литий-железо-фосфатной АКБ — до 82 кВт⋅ч (на поздней модификации). Заявленная автономность — до 400 километров. И это лишь некоторые модели, буквально капля в море!
Активный рост привел к тому, что китайского «дракона» пришлось принять во внимание на Западе. Так, в 2008 году холдинг Berkshire Hathaway знаменитого американского предпринимателя Уоррена Баффета приобрел 10 процентов акций BYD. В том числе из-за этого обстоятельства сотрудничеством с Чуаньфу заинтересовался сам Daimler — так появилась совместная марка Denza.
Растущий как на дрожжах монстр индустрии уже не мог позволить себе выпускать неказистые машины с явным закосом под зарубежные. Новый облик продукции помогал создавать немецкий художник Вольфганг Эггер, сделавший карьеру в Alfa Romeo и Volkswagen Group. Он занял должность директора по дизайну BYD в 2017 году, и при нем марка кардинально преобразились, а от былой вторичности и скромности не осталось и следа.
Аппетиты не позволяли ограничиваться одними легковушками. BYD — это также гамма тяжелой техники, начиная с электрических автобусов и грузовиков, заканчивая огромными самосвалами для горнодобывающей промышленности и даже монорельсовыми поездами.
В завершение нашего рассказа приведем еще несколько интересных фактов, красноречиво говорящих об уровне развития Build Your Dreams. Во время ковид-пандемии компания не только производила маски, но и разработала и построила устройства для их шитья. В конце марта 2020 года ежедневно выпускалось 100 тысяч масок и несколько машин для их изготовления. BYD самостоятельно производит значительную часть своих микрочипов, а значит, пострадала меньше других брендов во время полупроводникового кризиса. Весной 2020-го китайцы совместно с Toyota открыли предприятие BYD Toyota EV Technology Co., Ltd. (BTET), в рамках которого разрабатываются модели для рынка Поднебесной. Первенцем стал электрический седан bZ3 с китайской тяговой аккумуляторной батареей.