- Задолго до того, как закон потребовал использования женских манекенов, Mercedes-Benz сделал их стандартом для лобовых и боковых столкновений.
- Современные манекены моделируют риск травмирования пассажиров транспортного средства независимо от их пола.
- Новое поколение манекенов имеет еще большее сходство с человеком и уже используется в испытаниях.

Ее рост около 1,5 метра, вес 49 килограммов и у манекенов новейшего поколения имеются многочисленные датчики на различных частях тела, имеющие до 150 точек измерения. В течение 20 лет так называемая «женщина пятого процентиля» была водителем, передним и задним пассажиром в лобовых краш-тестах Mercedes-Benz – и она равна традиционному мужскому манекену Hybrid III 50 [1 ] . Это означает, что компания представила женский манекен Hybrid III 5-го процентиля еще до того, как это официально потребовалось по закону. Манекен повторяет женскую антропометрию с женской грудью и костями таза. Согласно базовой статистике, только пять процентов американок меньше или легче. Сегодня рейтинги ассоциаций по защите прав потребителей и различные законы по всему миру включают спецификации для тестирования на женских манекенах пятого процентиля. Еще один тип манекенов, который Mercedes-Benz использует в краш-тестах на протяжении двух десятилетий, — это женский манекен SID-II. Обладая анатомией, аналогичной Hybrid III 5, он был разработан специально для испытаний на боковой удар. Однако, в отличие от США, в Европе его использование еще не требуется по закону.
120 манекенов в 21 различных модификациях ежегодно проходят до 900 краш-тестов.
Безопасность является ключевым компонентом ДНК Mercedes-Benz. Mercedes-Benz считается изобретателем современной безопасности транспортных средств и по сей день остается пионером в этой области. Основой приверженности компании является ее реальная стратегия безопасности: более 50 лет собственный центр исследования несчастных случаев компании расследует несчастные случаи с участием автомобилей Mercedes-Benz. Цель состоит в том, чтобы понять, как происходят несчастные случаи и какие передовые системы безопасности могли бы их предотвратить. Более того, результаты реальных аварий могут быть использованы для определения требований к краш-тестам. Технологический центр Mercedes-Benz по безопасности транспортных средств в Зиндельфингене ежегодно проводит до 900 краш-тестов и 1700 испытаний снегоходов. В испытаниях участвуют 120 манекенов в 21 различных вариантах – от малышей, детей всех возрастов и женских манекенов пятого процентиля до мужских манекенов 50-го процентиля и больших, тяжелых мужских манекенов [2] . Результаты краш-тестов и исследований аварий используются для разработки новых технологий безопасности и улучшения существующих систем.
Тема женских манекенов в настоящее время является предметом многочисленных общественных дискуссий. Ханна Пол, руководитель отдела тестирования на манекенах Mercedes-Benz, проверяет шесть наиболее распространенных мифов.
Миф 1: Автомобили не защищают женщин так же хорошо, как мужчин
Ханна Пол: Нет, это неправда. Прежде всего, вот два общих вывода из нашей базы данных о несчастных случаях: В случае тяжелых или смертельных травм не наблюдается заметных значимых различий между полами. Лишь при легких травмах в отдельных случаях наблюдаются определенные различия. Женщины более подвержены травмам в некоторых частях тела (ноги/ступни и хлыстовая травма при ударе сзади), в то время как мужчины могут пострадать сильнее в других (голова, грудь). Кроме того, анализ, проведенный нашей группой по исследованию аварий, показал, что в автомобилях Mercedes-Benz нет никаких аномалий в отношении женщин или мужчин. Это показывает, что система безопасности автомобилей Mercedes-Benz эффективна в реальных авариях. Это подчеркивает наше стремление к «реальной безопасности».
Миф 2: Есть статистика, показывающая, что женщины менее защищены
Ханна Пол: И снова решительное «нет». Цифры несчастных случаев, приведенные в этой статистике, часто относятся к 1980-м годам. С тех пор многое произошло в области пассивной безопасности транспортных средств. Пассажирские ячейки, даже в небольших транспортных средствах, стали гораздо стабильнее. При этом современные удерживающие системы теперь используются во всех классах автомобилей. Например, ограничители усилия ремней, которые ограничивают давление на грудь, адаптируются к требованиям пассажиров с помощью определенной кривой силы. Однако есть еще один аспект этих часто цитируемых исследований, который актуален и сегодня. А именно, согласно глобальной статистике, женщины часто водят старые и меньшие по размеру автомобили. Это подтверждается исследованием, проведенным американской страховой организацией Insurance Institute for Highway Safety (IIHS). Но, как я уже упомянул, уровень безопасности существенно повысился во всех сегментах транспортных средств, в том числе и в малолитражных автомобилях. Это побудило Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) определить, что различия в уровне смертности между мужчинами и женщинами значительно сократились, начиная с автомобилей 2000 модельного года.
Миф 3: В краш-тестах преимущественно используются мужские манекены
Ханна Пол: Не в Mercedes-Benz. Мы используем женские манекены для лобового и бокового удара в наших краш-тестах уже более 20 лет. Но манекены – это не человеческие куклы. Это инструменты, измеряющие физические силы и траектории. Их вес и размер основаны на реальных данных о людях. Женские манекены соответствуют женской анатомии и масштабируются в соответствии с ней. Однако – и это имеет решающее значение – силы, действующие на манекены во время краш-тестов, преобразуются в риски травм. Эти риски рассчитываются на основе данных о травмах как у мужчин, так и у женщин. Общие пределы для манекенов-женщин ниже, чем для манекенов-мужчин при одинаковом риске травм. Это означает, что манекены хорошо отражают риски травм, связанные с уникальными анатомическими характеристиками мужчин и женщин. Размер и вес типов манекенов, используемых в Mercedes-Benz, зависят от пола.
Манекен пятого процентиля [3] имеет женскую анатомию, но с точки зрения риска травматизма он представляет маленьких людей в целом – независимо от того, мужчины они или женщины. Другими словами, риск травм исходит от человека, а не от мужчины или женщины. То же самое относится и к другим манекенам: мужчина 50-го процентиля [4] имитирует мужскую анатомию, но также отражает риски травм, с которыми сталкивается среднестатистическая женщина. НАБДД в настоящее время изучает степень, в которой риски травм варьируются в зависимости от пола. Первые опубликованные результаты подтверждают наши выводы о том, что пол не является наиболее важным фактором, влияющим на частоту травм. Таким образом, манекены, которые мы используем сегодня, являются эффективными измерительными инструментами для разработки систем безопасности.
Миф 4: Манекены для краш-тестов недостаточно разнообразны
Ханна Пол: В последние годы количество типов манекенов значительно увеличилось, отчасти из-за множества различных типов столкновений, которые проходят испытания. Всего у Mercedes-Benz более 120 манекенов. Они бывают разных размеров и веса – от младенцев весом всего 3,5 килограмма и детей и подростков разного возраста до женщин пятого процентиля и тяжелых манекенов. Существуют также различные типы ударов для лобового, заднего и бокового ударов. Какие манекены используются в каждом типе краш-теста, определяется в спецификациях испытаний, изложенных в законах, рейтингах и конкретных случаях нагрузки Mercedes-Benz. Фиктивные данные подробно регулируются для обеспечения сопоставимости во всем мире. Даже их одежда регулируется. Технология-пустышка в настоящее время претерпевает смену поколений. Усовершенствованный манекен THOR заменяет манекен Hybrid III, представленный в 1986 году. Манекены THOR более биофидельны, т.е. они более точно отображают человеческое тело и предлагают расширенные возможности измерения. По нашим внутренним исследованиям, дальнейшее расширение типов манекенов не приведет к существенному повышению безопасности.
Миф 5: Беременные женщины менее защищены
Ханна Пауль: Сравнение систем в недавнем исследовании ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club, перевод: «Общий немецкий автомобильный клуб») показывает, что обычные ремни безопасности хорошо защищают как будущих матерей, так и их будущих детей в случае аварии. Согласно исследованию ADAC, беременные женщины подвергаются риску не больше , чем другие водители. При правильном использовании обычные трехточечные ремни безопасности защищают беременных женщин и их будущих детей в случае аварии.
Миф 6: Моделирование скоро заменит физическое краш-тестирование
Ханна Пол: Мы не видим, чтобы это произошло. Действительно, расчет кинематики и деформации может значительно сократить количество испытаний всего автомобиля и одновременно ускорить разработку. Однако есть несколько причин, по которым краш-тесты транспортных средств невозможно обойти: с одной стороны, краш-тесты необходимы для проверки моделирования, основанного на многих предположениях. С другой стороны, они требуются по закону или рейтингам. При тестировании всего автомобиля можно использовать датчики, чтобы получить наилучшую картину того, как развивается авария и ведут себя манекены во время нее.
Моделирование пассажиров просто рассчитывает, как манекен будет вести себя в транспортном средстве. Mercedes-Benz также работает над так называемыми моделями человеческого тела (HBM), которые предназначены для еще более детального представления анатомии человека – костей, мышц и органов. По сравнению с манекенами, использование HBM в краш-тестах позволяет исследователям оценить фактический тип травмы, которой может пострадать конкретная часть тела, а не просто рассчитать вероятность серьезности травмы. Мы используем HBM, помимо прочего, для оценки наших инновационных систем удержания, таких как PRE-SAFE® Impulse Side.
[1] Это означает: пятьдесят процентов всех мужчин меньше и легче (1,75 метра и 78 килограммов).
[2] Hybrid III 95: Только 5 процентов всех мужчин крупнее и тяжелее (рост 1,87 метра, вес 101 килограмм).
[3] Гибрид III 5: Только пять процентов женщин меньше или легче.
[4] Гибрид III 50: представляет собой среднего мужчину (рост 1,75 метра, вес 75 килограммов).