Как определяющая бренд роль решетки радиатора «Мерседес-Бенц» менялась с течением времени.
1900 год стал годом прорыва на заре автомобилестроения. Это был первый раз, когда Вильгельм Майбах установил свое изобретение, сотовый радиатор, на Mercedes 35 PS. Запатентованная конструкция раз и навсегда решила проблему охлаждения двигателя внутреннего сгорания и позволила производить автомобили не только более мощные, но и более надежные. Поскольку радиатор располагался спереди и по центру автомобиля, он сразу же повлиял на имидж бренда. Началась новая эра. Конкуренты бросились подражать — передняя часть с вертикальным радиатором была стандартной практикой во всем мире вплоть до 1930-х годов. И вот, более 120 лет спустя, мы снова здесь.

Аккумуляторные электромобили Mercedes-EQ приносят новый, «Далеко идущий технологический переход к электрической мобильности и автономному вождению открывает перед нами совершенно новые возможности в дизайне экстерьера. Классическая решетка радиатора теряет свою первоначальную функцию и превращается в артефакт авангардного дизайна и центр технологий. Решетка Black Panel на наших моделях EQ устанавливает веху в этом отношении и показывает, как Mercedes-Benz переносит дизайн своей решетки радиатора в полностью электрическое будущее», — говорит Роберт Лесник, руководитель отдела дизайна экстерьера Mercedes-Benz AG.
Трубы, которые привели автомобиль к успеху
Охлаждение двигателя было одной из самых больших проблем на заре автомобилестроения. Возникла потребность в эффективной системе охлаждения, способной работать по замкнутому контуру. Одним из первых решений был трубчатый радиатор, изобретенный Maybach в 1897 году. Он состоял из узкого резервуара для воды с открытыми трубами, идущими спереди назад, через которые проходил воздух во время движения автомобиля. Вентилятор, приводимый в движение коленчатым валом, означал, что система охлаждения продолжала работать, даже когда двигатель работал на холостом ходу. Именно трубчатый радиатор облегчал более мощные двигатели.
Большой прорыв произошел в 1900 году с сотовым радиатором в Mercedes 35 PS. Он состоял из более чем 8000 небольших трубок с квадратным поперечным сечением около шести миллиметров с каждой стороны. Большая лобовая площадь и более высокий поток воздуха, обеспечиваемые квадратными трубами, обеспечивают значительно большую мощность охлаждения. Они были спаяны вместе, чтобы создать прямоугольный радиатор нового типа со встроенным баком. Вентилятор за радиатором улучшил регулирование температуры на более низких скоростях движения. 35-сильному двигателю первого Mercedes требовалось всего девять литров воды вместо прежних 18 литров. Спустя год и множество улучшений он сократился до семи литров.
Решетка радиатора Mercedes устанавливает эталон дизайна
Дизайн Mercedes 35 PS с мощной вертикальной решеткой радиатора оказал неизгладимое влияние на автомобильный мир. До середины 1930-х годов практически все серийные автомобили имели одинаковую конструкцию радиатора — с небольшими вариациями между плоским и заостренным. Решетка радиатора с характерной вертикальной складкой посередине появилась в 1911 году и позволила немного увеличить поверхность охлаждения. Однако, поскольку его было сложнее производить, он предназначался в основном для автомобилей с мощными двигателями.
В первые 40 лет автомобильной истории радиатор выполнял чисто практическую функцию. Автопроизводители изначально не рассматривали это как отличительную черту бренда. Индивидуальный дизайн был во многом в творческих руках кузовостроителей, которым также нравилось экспериментировать с формой радиатора — от роскошных изгибов до обтекаемых форм, вдохновленных авиацией.
Решетка радиатора как защитный кожух
Большие перемены произошли в 1931 году с появлением Mercedes-Benz 170 (Typ W 15). Радиатор впервые был смонтирован для защиты за решеткой. Новый компонент был частью капота и был разработан с особой тщательностью. Элегантная, округлая, прямоугольная форма была основана на самом радиаторе. Однако его дополняла широкая хромированная рамка, которая олицетворяла качество и неподвластную времени элегантность. Звезда «Мерседес» появилась на инновационной решетке радиатора не один раз, а дважды — как эмблема, а также как достойное украшение. Мелкий сотовый узор имел не только эстетическую, но и функциональную роль. Он защищал сам радиатор от грязи и от ударов камнями. Грязные ребра радиатора были менее эффективны при охлаждении, чем чистые ребра, а удары камней могли привести к повреждению, что привело к перегреву двигателя.
Решетка радиатора Mercedes-Benz 170 V 1937 года сохранила ту же фундаментальную вертикальную стройную форму. Однако он был слегка наклонен назад и сужался внутрь к низу. Это послало гораздо более сильное визуальное сообщение о динамических характеристиках нового лимузина. Слегка заостренная форма радиатора тонко усиливала этот эффект. Внимание к деталям было также заметно в тонкой лепнине и хромированных поперечных скобах, которые визуально разделяли поверхность на четкие участки.
Хромированная решетка — осторожное развитие во имя аэродинамики
Хромированная решетка впоследствии стала одной из самых узнаваемых черт бренда. Дизайнеры Mercedes-Benz действовали осторожно, лишь очень постепенно адаптируя его общую форму вплоть до 1960-х годов. Затем решетка радиатора Mercedes-Benz увеличилась в ширину и уменьшилась в высоте. Акцент на ширину передал больше силы и присутствия. Однако это также было результатом тенденции к снижению капота для улучшения аэродинамики и, следовательно, эффективности. Тщательная разработка такой визуально отличительной черты, как решетка радиатора, укрепила узнаваемость Mercedes-Benz на дорогах и, таким образом, имидж бренда во всем мире. Дизайн хромированной решетки продолжает расширяться и развиваться по сей день.
«Лицо спортивного автомобиля» делает себе имя
В 1950-х годах Mercedes-Benz создал вторую, полностью автономную конструкцию радиатора. Легендарный 300 SL «Gullwing» и меньший родстер 190 SL получили современную альтернативу, известную внутри компании как «лицо спортивного автомобиля». Перед широким неглубоким отверстием радиатора была установлена большая звезда Mercedes, окруженная горизонтальными хромированными ребрами. Этот дизайн стал визитной карточкой спортивных автомобилей и родстеров и в последующие десятилетия доказал, что он так же вневременен и долговечен, как и классическая решетка радиатора Mercedes.
Наступление моделей 1990-х и 2000-х годов привело к тому, что передняя часть автомобилей Mercedes стала более спортивной. Выход на новые сегменты рынка с такими моделями, как A-Class и B-Class, внедорожники, кабриолеты, купе и родстеры, потребовал новых вариантов дизайна. Многочисленные варианты лица спортивного автомобиля — с характерными горизонтальными плавниками или без них — нашли свое отражение в большем количестве модельных рядов, подчеркивая новое и значительно более ориентированное на производительность направление бренда.
Выбор за клиентом – классический или спортивный
Были определенные исключения, такие как нос Формулы-1 SLK второго поколения и SLR McLaren. Однако в 2007 году было принято новаторское решение для C-Класса (W 204) оставить решение за покупателем. В зависимости от комплектации переднюю часть автомобиля украшала либо классическая (Classic и Elegance), либо спортивная (Avantgarde) решетка радиатора. Эта концепция была расширена до E-класса и до сих пор применяется к обоим модельным рядам.
Дизайн решетки радиатора современных моделей Mercedes-Benz еще более индивидуален и, прежде всего, более скульптурен. Различные формы, контуры и ребра облегчают различение модельных рядов, не забывая при этом о фирменном характере решетки радиатора «Мерседес-Бенц». Они остаются уникальными с точки зрения их идентичности и узнаваемости. «Мерседес» всегда четко узнаваем как «Мерседес» — в каждую эпоху на протяжении более 120 лет.
То же самое относится к маркам G-Class, Mercedes-AMG и Mercedes-Maybach. Решетка радиатора G-класса такая же культовая и уникальная, как и сам автомобиль. Он имеет горизонтальные плавники и большую центральную звезду, а также две круглые фары по бокам. Своими острыми контурами он отражает язык дизайна вневременной классики для бездорожья, характеризующейся четкими линиями и большими поверхностями, и был тщательно переработан только с 1990 года.
Специальная решетка AMG со своими расширяющимися вниз контурами и вертикальными ребрами напоминает всемирно успешный гоночный автомобиль 300 SL, выигравший легендарную дорожную гонку Panamericana в Мексике в 1952 году. особенность всех новых моделей AMG. Шоу-кар Vision AMG показывает, как может выглядеть будущее решетки AMG — панель решетки того же цвета, что и кузов, но сохраняет безошибочно узнаваемую форму AMG с вертикальными ребрами. Подсветка обеспечивает мгновенную узнаваемость лица даже ночью.
Узнаваемость престижной решетки радиатора Mercedes-Maybach заключается в скульптурной обработке вертикальных плавников, вдохновленных костюмом в тонкую полоску. Надпись MAYBACH интегрирована в хромированную рамку решетки радиатора. Последний концепт, EQS Maybach, демонстрирует полностью электрическую интерпретацию решетки радиатора — бесшовную, с плавно интегрированной пластиной радара.
Новый взгляд на переднюю часть — сочетание технологий и дизайна создает характерную решетку радиатора Black Panel.
Эволюция продолжается. В то время как аккумуляторный электропривод означает, что радиатор в передней части автомобиля больше не требуется, потребность в воздухозаборниках сохраняется. Тем не менее, дизайнеры могут разместить их в любом другом месте, открывая возможность создать совершенно новый и характерный дизайн передней части, который подчеркивает прогрессивную роскошь моделей Mercedes-EQ. Вместо решетки установлена черная панель с центральной звездой, которая органично сочетается с инновационными фарами. Визуальная ширина всей передней части отражает динамические характеристики полностью электрических автомобилей. Дизайн включает в себя мелко детализированные узоры в виде звезд, которые создают тонкий трехмерный эффект. Различия в деталях дизайна придают моделям EQ индивидуальный характер. Черная панель и фары также соединены горизонтальной полосой света. И в то время как характерные дневные ходовые огни седана EQS обозначены тремя светлыми точками, подпись EQS SUV состоит из трех треугольников.
Идеальная поверхность для скрытых, но незаменимых датчиков
Помимо визуального отличия, черная панель также предлагает идеальную поверхность для бесшовной интеграции различных датчиков, которые необходимы для условно автоматизированного вождения будущего. К ним относятся УЗИ, камеры, радар и лидар (лазер). Одна камера для активной системы помощи при дистанции DISTRONIC встроена в звезду Mercedes. А за черной панелью EQE и EQS скрывается передовая технология инновационной системы DRIVE PILOT.