- 40 лет назад Mercedes-Benz 190 E 2.3-16 установил рекорд пробега более 50 000 километров.
- Круглосуточно на трассе Нардо при наружной температуре 40 градусов C
- Впечатляющее доказательство надежности нового двигателя с четырехклапанной технологией
- Полный сервис на горячем двигателе и замена шин всего за пять минут

«Крупный план» — название этой серии из музея Mercedes-Benz говорит само за себя. Каждая часть рассказывает удивительную, захватывающую или закулисную историю, освещая детали автомобиля, экспоната, архитектурного или дизайнерского элемента. На этот раз в центре внимания: рекордсмен Nardò Mercedes-Benz 190 E 2.3-16 (W 201) 1983 года.
№ 9/2023: Mercedes-Benz 190 E 2.3-16 (W 201) «Рекордный автомобиль Нардо» 1983 г.
Мнение: Презентация впечатляет. В конце экскурсии можно увидеть семь автомобилей-рекордсменов, установленных на вертикальной стене музея Mercedes-Benz. Они образуют конец кривой в Legend Room 7: Races and Records. На четвертой позиции находится автомобиль-рекордсмен Mercedes-Benz 190 E 2.3-16 (W 201) Nardò 1983 года. Один из автомобилей, установивших 40 лет назад новое мировое лучшее время на дистанции более 50 000 километров.
Оригинал: По этому случаю компания отправила три идентичных 190 E 2.3-16 на трассу в Нардо. Все они пересекли финишную черту. Чтобы надежно идентифицировать команды в любое время во время заезда, автомобили были окрашены в разные цвета (зеленый, красный и белый). Автомобиль «зеленой» команды выставлен в музее Mercedes-Benz. Он сохранился, но не восстановлен: при ближайшем рассмотрении обнаруживаются следы использования того времени.
Спортивная модель: 40 лет назад Mercedes-Benz 190 E 2.3-16 был новой топ-моделью в серии W 201. Его четырехклапанный двигатель был совершенно новой особенностью: четырехцилиндровый агрегат имел два впускных и два выпускных клапана на камеру сгорания. Он развивал мощность 136 кВт (185 л.с.) при рабочем объеме 2299 кубических сантиметров. Стандартная версия этого спортивного «Малыша-Бенца» разгонялась с 0 до 100 км/ч за 7,5 секунды, а максимальная скорость достигала 235 км/ч. Это сделало шестнадцатиклапанную модель звездой 1983 года.
Восемь с половиной дней на скорости 250 км/ч: три автомобиля установили несколько мировых рекордов на скоростной трассе в Нардо, на юге Италии, с 13 по 21 августа 1983 года. Самый быстрый 190 E 2.3-16 преодолел расстояние в 50 000 километров. за 201 час 39 минут 43 секунды. Средняя скорость составила 247,9 км/ч. В дополнение к этому достижению трио установило еще два мировых рекорда на дистанции более 25 000 километров и девять рекордов в своем классе.
Надежность: Эти рекорды явились впечатляющим доказательством надежности автомобилей на экстремальных расстояниях, особенно четырехклапанного двигателя «Baby Benz». Таким образом, Mercedes-Benz смог сделать новую технологию двигателя популярной. Примерно через четыре недели после рекордного заезда компания впервые представила публике 190 E 2.3-16 на Международном автосалоне (IAA) во Франкфурте-на-Майне.
Модифицировано: автомобили-рекордсмены, способные развивать скорость около 260 км/ч, во многом соответствовали серийной версии с точки зрения технологий и внешнего вида. Особенно это касалось четырехцилиндровых двигателей М 102: это были стандартные силовые агрегаты с двумя верхними распределительными валами и 16 клапанами, стандартной мощностью 136 кВт (185 л.с.). Только система впрыска и зажигание были адаптированы к особым условиям эксплуатации, т.е. езде с постоянной высокой нагрузкой и частотой вращения двигателя около 6000 об/мин. Кроме того, был распределительный вал «производительности», радиатор меньшего размера и отсутствовал вентилятор, потому что при таких высоких скоростях движения нормального воздушного потока было достаточно для хорошего потока через радиатор.
Аэродинамика: Решетка радиатора была закрыта быстросъемной сеткой от насекомых для предотвращения засорения воздуховодов. Чтобы рабочая температура двигателя не падала при более низких ночных температурах, была также установлена решетка радиатора, позволяющая закрывать до двух третей радиатора с места водителя. Это еще больше уменьшило аэродинамическое сопротивление. Другие меры по оптимизации аэродинамики включали сплошные колесные диски и занижение подвески на 30 миллиметров, а также облицовку моторного отсека и днища.
Меньший вес: автомобили также были несколько легче. Не было, например, задней передачи — поскольку она и не требовалась. Рулевое управление было механическим. Это связано с тем, что езда по крену практически исключала боковые силы, т. е. почти всегда ехала «прямо вперед», а это означало, что усиление мощности, предусмотренное для стандартной версии, не требовалось. Вместо заднего сиденья, в соответствии с регламентом, автомобили-рекордсмены перевозили набор наиболее важных сменных и изнашиваемых деталей, например, воздушный фильтр, масляный фильтр, свечи зажигания, кабели зажигания и генератор переменного тока. Ремонт разрешался только с использованием этих деталей.
Пугающий момент: рычаг распределителя был исключен из бортовой поставки деталей, потому что, в конце концов, это компонент, который обычно держится очень надежно. Но в случае с автомобилем «зеленой» команды, выставленным в музее, именно этот компонент сломался во время рекордного заезда. Это был страшный момент для команды под руководством Герхарда Леплера; но с большим импровизационным мастерством техникам и инженерам удалось снова запустить зажигание. Даже повреждение днища, вызванное столкновением с лисой, не смогло остановить «зеленый» 190 Е 2.3-16. В итоге все три автомобиля успешно добрались до финиша в порядке «красный», «белый» и «зеленый».
Знакомая местность: уже тогда трасса Нардо на кончике итальянского ботинка ни в коем случае не была незнакомой для команд пилотов и пит-бригад испытательного отдела Mercedes-Benz. Все новые модели на пути к серийному производству должны были пройти такие же жесткие и обширные тест-драйвы, и они также проводились там. В 1976, 1978 и 1979 годах в Нардо также были установлены десять мировых рекордов на дистанции и два временных рекорда на различных дизельных и бензиновых версиях C 111. Условия в Нардо в 1983 году были очень тяжелыми для автомобилей и водителей. Рекордные заезды на 12,6-километровой тестовой трассе прошли при дневной температуре 40 градусов по Цельсию на улице и более 50 градусов по Цельсию в салоне автомобиля. Круг за кругом, круг за кругом, круглосуточно.
Узнаваемость: чтобы команда постоянно информировалась о количестве пройденных кругов, пройденном расстоянии и средней скорости, независимо от официального хронометража, три автомобиля были оснащены передатчиками на разных частотах и маяками разных цветов, чтобы различные транспортные средства можно было четко идентифицировать днем и ночью, а время их проезда надежно измерять с помощью двойного светового барьера. В светлое время суток съемные пластиковые колпачки трех цветов защищали фары от загрязнения насекомыми или повреждения.
Экспресс-сервис: В ходе дальней поездки автомобили неоднократно заезжали в боксы для смены водителя. Эти остановки также использовались для дозаправки и очистки окон. Каждые 17 000 километров пит-стоп удлинялся. В течение столь же рекордных пяти минут горячие двигатели автомобилей были полностью обслужены: заменены все шины и моторное масло, масляный фильтр и свечи зажигания. Также были отрегулированы зазоры клапанов.
Исследование: в дополнение к чистому тестированию материалов берлинская исследовательская группа тогдашнего концерна Daimler-Benz AG использовала этот дистанционный тест для изучения психологии вождения. Впервые они смогли получить значимые данные о стрессе водителя в точно определенных условиях.
Технологическая платформа: 190 E 2.3-16 в конце виража в музее Mercedes-Benz — вечно молчаливое свидетельство средней скорости около 250 км/ч, которую он когда-то достиг. И в то же время молчаливо приветствует другое транспортное средство, которое недавно присоединилось к музею: специальный туристический автомобиль Benz «Принц Генрих» 1910 года. Он представлен в самом начале «Легенды 7». Это один из двух оставшиеся в мире оригинальные автомобили Benz & Cie., участвовавшие в ралли Принца Генриха 1910 года. Передовые технологии того времени включали двухискровое зажигание и четырехклапанную технологию.